Вовлеченность России в интеграционные процессы мировой экономики послужила причиной активного внедрения правовых инструментов предупреждения рисков в сферу предпринимательской деятельности.
В российской правовой базе комплаенс представляет собой механизм внутреннего контроля, который связан с обеспечением соответствия деятельности организации требованиям законодательства при параллельном создании механизмов выявления, анализа и оценки потенциальных рисков.
Ключевая роль юридической функции и функции комплаенса заключается в фокусе на специфических объектах риск-менеджмента, таких как: соответствие требованиям законов и регуляторов, приемлемое этическое поведение, внутренний контроль, информационная и технологическая безопасность, устойчивость и обеспечение качества.
Реализация всех функций данной линии защиты реализуется через оказание консультаций и экспертной поддержки, мониторинга и эскалации выявленных рисков в первую очередь менеджменту и бизнесу для принятия операционных мер, направленных на минимизацию рисков.
Внедрение комплаенс-системы компании может быть обусловлено:
- требованиями законодательства
- решением самой организации
Разработать систему комплаенс-контроля можно на основе:
- Международных стандартов. Стандарт ISO 19600 «Compliance management systems — Guidelines» Международной организации по стандартизации содержит рекомендации по разработке и выстраиванию системы комплаенс-контроля в организации.
- Национальных стандартов. Это Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
7 шагов для введения системы комплаенса:
- Определить, в каких областях деятельности компании существуют риски нарушений (налоговые, антимонопольные и т. п.).
- Разработать список комплаенс-мер по предотвращению выявленных нарушений.
- Разработать внутренние документы по комплаенс-контролю: положения, порядки действий и т. п.
- Включить необходимые пункты в договоры с работниками.
- Выбрать ответственных лиц и поручить им проводить и контролировать предпринятые меры.
- Систематически проводить инструктажи по направлениям комплаенс-контроля.
- Создать быструю обратную связь – чтобы любое лицо могло своевременно сообщить о риске нарушения.
На сегодняшний день решение компаний по введению и разработке комплаенс-программ обусловлено в том числе санкциями в отношении России, соблюдением антимонопольного законодательства, адаптацией к условиям пандемии и т. д. Меры вводят как в отношении внешних факторов, так и для управления внутренними процессами.
В заключение отметим, что с комплаенс-рисками может столкнуться любой хозяйствующий субъект. Таким образом, данная форма внутреннего контроля позволит минимизировать отдельные группы рисков, присущих финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом представленные рекомендации направлены на грамотное выстраивание в организации системы комплаенс-контроля, что позитивно отразится как на финансовых результатах, так и на деловой репутации компании.